Профессор Александр Гусев в интервью радиокомпании «Комсомольская правда» www.kp.ru/radio/ 26.06.2012 года
Правительство России намерено занять жесткую позицию в отношении регионов, желающих получать деньги из центра. Регионы заставят самостоятельно искать источники финансирования. Так, объем бюджетных кредитов регионам в 2012-2014 годах сократится более чем в пять раз: со 105 млрд. рублей до 20 млрд. рублей. В проекте отчета Правительства отмечается, что в результате сокращения финансирования из федерального бюджета потребности субъектов Российской Федерации в рыночных заемных ресурсах будут объективно возрастать. Данное обстоятельство, с одной стороны, налагает на субъекты повышенные требования к соблюдению показателей платежеспособности, а с другой - создает условия для конкуренции на внутреннем долговом рынке за заемные ресурсы. Таким образом, после перераспределения налоговых ресурсов дотаций из федерального центра могут лишиться в общей сложности 20 субъектов федерации. Следует подчеркнуть, что федеральный центр заинтересован в том, чтобы регионы повысили свою финансовую дисциплину и более качественно формировали свой бюджет, более ответственно подходили к своим расходам. Им необходимо детальнее просчитывать все свои потребности. Задача состоит в том, чтобы уйти от иждивенческих настроений, потому что в любых ситуациях регионы всегда рассчитывают на центр. Это касается, кстати, не только Чечни, так поступают многие регионы. Конечно, всех волнует вопрос: когда же прекратится массированная дотация Центра одной из самых маленьких республик страны? Полагаю, что Центр в ближайшее время решит эту проблему. То, что субъекты федерации снизят финансирование, вопрос уже решенный. Традиционно дотационными регионами являются регионы Северного Кавказа. Их, кстати, не сильно затронул кризис, потому что он в основном ударил по тем регионам, где была промышленность, которая столкнулась с падением спроса на мировых рынках и наших рынках. В регионах Северного Кавказа ситуация в этом отношении вряд ли изменится в ближайшем будущем. Хотя попытки развивать собственную ресурсную базу там есть, но вложения государства намного больше. Есть большие программы по финансированию Северного Кавказа, адресные программы Чечни и Ингушетии, программы по Дальнему Востоку. Поэтому на федеральном уровне преобладает такое мнение, что есть достаточно масштабных госпрограмм, в рамках которых будут расходоваться средства на региональное развитие, и дополнительно еще финансировать их не всегда целесообразно Министерство финансов решило уравнять Чечню с другими регионами, изменив принцип финансирования республики. Сейчас регион на особом счету: средства выделяется под конкретные объекты, тогда как объем финансирования других регионов рассчитывается по общей формуле, учитывающей их доходы и расходы. Правительство республики предлагает расширить возможности прямого финансирования - применять в отношении не только социальных объектов, но и экономических. Решение о переводе Чечни на общие принципы финансирования Минфин хочет принять уже во втором полугодии 2012 года. Напомню, что прямой порядок финансирования Чеченской Республики действует с 2000 года. Средства выделяются по принципу сметного финансирования конкретных объектов, в первую очередь социальной инфраструктуры, разрушенной в период двух военных компаний (1994-1996 и 1999-2000). Порядок прямого финансирования введен из-за отсутствия в республике статистических данных, необходимых для расчета размера финансовой помощи. Так, какой же это порядок…..?
|