Начало ХХI века характеризуется в основном двумя наиболее важными деструктивными тенденциями в развитии цивилизации: угрозой международной безопасности и деградацией окружающей природной среды. Темпы и масштабы этих процессов определяются, главным образом, системой политических подходов на государственном и наднациональном уровнях. Безусловно, каждому государству присущ свой индивидуальный комплекс экологических характеристик, а каждому региону – специфический набор индивидуальных экологических проблем. Экологические проблемы Российской Федерации в настоящее время достигли такой критической отметки, когда оценку состояния окружающей природной среды необходимо трактовать уже как угрозу национальной безопасности. В настоящее время в стране в экологически неудовлетворительном состоянии находится до 35% территории, где проживает более 65% населения страны. В концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и проекте государственной стратегии устойчивого развития заложен ноосферный подход к формированию четырех основных функций государства - политической, экономической, экологической и социальной. Академик В.И. Вернадский первым применил ноосферный принцип оценки экологической функции государства по обеспечению сохранения и развития окружающей природной среды. Последователи В.И. Вернадского на основе теории биосферы сформулировали основные принципы эволюции биосферы в ноосферу и разработали новую ноосферную парадигму устойчивого развития цивилизации. Научный прорыв ученых признали и политики. Президент Российской Федерации своим Указом № 440 от 1 апреля 1996 года утвердил Концепцию перехода к устойчивому развитию. В ней отражен биосферный принцип взаимоотношения общества и окружающей природной среды. Это, безусловно, означает, что политика, экономика и технология должны учитывать экологическое состояние всех регионов страны. Однако необходимо признать, что интересы политической и экономической конъюнктуры поставлены в настоящее время выше стратегических целей устойчивого развития страны. До сих пор в государственной стратегии и политике преобладает упрощенная антропогенная концепция отношения к окружающей природной среде и ее ресурсам. Потребительское отношение к природным ресурсам, к деятельности и управлению регионами по иерархии приоритетов превратили страну в зону экологической опасности, под которой следует понимать вероятность разрушения окружающей природной среды в результате неконтролируемого воздействия со стороны человека. Обезличенный подход к региональному обустройству Российской Федерации преобладает сегодня и в политике. Следует признать, что подобный подход сохраняется и в официально принятых мировым сообществом принципах: Декларации по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) Повестке дня ООН на XXI век и других программах. Он господствует на глобальном рынке природных ресурсов, превратив до трети территории планеты в регионы экологического бедствия. Показательно, что за ХХ век количество потребляемых человеком природных ресурсов биосферы увеличилось до 10% и попутно разрушается примерно 30% первичной продукции. Следовательно, современная система хозяйствования, рассматривающая биосферу лишь как природный ресурс, обеспечивая всевозрастающие потребности человека. Поэтому необходимо менять принципы и стандарты отношения в политике и экономике, а также общественные критерии качества и оценки воздействия человека на окружающую природную среду. В этой связи безопасность, как функцию ноосферного развития Российской Федерации, следует рассматривать с точки зрения сохранения биологического разнообразия и обеспечения функционирования естественных природных экосистем страны. Безопасность концептуально является в политике наиболее значимой парадигмой, определяя внутреннюю и внешнюю политику государства, а также ноосферные функции качества окружающей среды. Эти функции становятся приоритетными и для международного сообщества, что в частности отмечалось на Пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН посвященной проблемам сохранения окружающей среды и климата, состоявшейся в декабре 2009 года, получившей название «Рио+20». С данной точки зрения, переход регионов на безопасное развитие состоит в сочетании политических и экологических принципов территориальной, природно-ресурсной, демографической и социальной безопасности. Следовательно, охрана окружающей природной среды должна являться важнейшим приоритетом государственной экологической политики, под которой следует понимать направление деятельности государства, политической элиты, научного сообщества, бизнеса и гражданского общества по обеспечению устойчивого развития страны, а также совокупность способов и методов достижения поставленных Российской Федерацией целей и задач политическими методами на основе экологического анализа. Журнал «Observer»
www.observer.nasled.ru/ 09.04.2012 года