Перераспределение доходов между богатыми и бедными, прежде всего, через налоги - это единственно возможное решение одной из главных проблем России - социального неравенства граждан. Материальное неравенство, имущественное расслоение общества в России достигает сегодня беспрецедентной остроты. Статистика использует такую меру неравенства как коэффициент дифференциации доходов. Это отношение доходов 10% самого богатого и 10% самого бедного населения. В странах Евросоюза, к примеру, такое соотношение после уплаты всех налогов и получения социальных выплат составляет 3-5 раз. В России же этот показатель достигает 17, а в Москве - до 50 раз. Показательно, что за годы стабильного экономического роста уровень социального неравенства не сократился, а вырос. Почему у нас в стране так велик разрыв между богатыми и бедными, а ставка подоходного налога для всех одна? Тем не менее, власти остаются непреклонными: если шкала ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) у нас когда-нибудь и перестанет быть плоской, то уж точно произойдет это не скоро. Переход к прогрессивной шкале ставки НДФЛ возможен только при улучшении налогового администрирования. Во многих странах это прогрессивная шкала НДФЛ работает, там, где могут администрировать. А у нас, когда ввели 13% единую ставку НДФЛ, повысилась собираемость, потому что перестали прятать, поэтому проблема заключается в том, что мы, к сожалению, до сих не можем как следует администрировать. Вот в этом дело. Напомню, что плоская шкала подоходного налога была введена с начала 2001 года. Для основных доходов физических лиц установлена единая налоговая ставка в размере 13%. При этом для части доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиком работ или оказанием услуг, установлена повышенная ставка в размере 35%. Налоговым кодексом также установлен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ, который в том числе учитывает имущественное положение физического лица. Россия является одним из немногих государств, не облагающих своих наиболее богатых граждан дополнительными сборами. Разными методами налогового администрирования и разных налогов суммарно мы, конечно, должны работать над тем, чтобы постепенно повышать налоговую нагрузку на граждан, получающих высокие доходы. Глава Минфина признавал, что расслоение по уровню доходов в российском обществе "выше, чем принято", что является потенциальным риском, в том числе с точки зрения социальной напряженности. При этом он отметил, что средства налоговой политики в этом случае "самые неэффективные", и заявил, что не видит возможности устранения расслоения в доходах за счет изменения шкалы НДФЛ. Радиостанция «Маяк»
www.radiomayak.ru/ 21.09.2011 года.