В настоящее время в отношении России на мировом рынке действует около 100 ограничительных мер, в том числе антидемпинговые процедуры, из-за которых страна теряет ежегодно более 2 млрд. долл. В этом ряду роль Всемирной Торговой Организации (ВТО) весьма существенна. В конце 2011 года Глава МВФ Кристин Лагард прочитала в Москве лекцию на тему: «России нечего делать в ВТО», которая оказалась весьма скандальной. В своей лекции К.Лагард дала понять, что выгода для России от членства во Всемирной Торговой Организации может быть как политической, так и экономической. Однако, по ее мнению, экономических выгод для России нет никаких, т.к. Россия – сырьевая держава и доходная часть бюджета страны формируется в основном за счет экспорта нефти и газа. В тоже время Россия экономически зависима от Запада, т.к. ввозит продукты питания и товары первой необходимости. Ее позиция проста, учитывая, что ВТО не регулирует торговлю энергоносителями, следовательно, для России в сфере основных бюджетообразующих торговых позиций, в самом деле, членство в ВТО не дает ничего. Что касается ввоза готовых товаров, то Россия еще в начале 2000-х годов в целом приняла систему ввозных таможенных пошлин, ориентированную на ВТО, так, что и тут особых перемен не предвидится. После почти двадцати лет изматывающих и изнурительных переговоров Россия, наконец-то, получила окончательный «зеленый свет» на вступление во Всемирную торговую организацию. Однако, несмотря на неизбежность российского вступления в ВТО, у населения, да и, похоже, и у властей нет четкого понимания того, зачем оно нам необходимо. Несмотря на то, что для России проблема вступления уже решена, спектр оценок возможных выгод и потерь продолжает оставаться достаточно широким. Вполне очевидно, что будут выигравшие и проигравшие от вступления страны в ВТО, поэтому важно понимание того, что можно и нужно сделать, чтобы издержки на национальном уровне были как можно меньше, а выгоды как можно больше. Действительно, будучи преимущественно сырьевой державой, Россия особенно не выиграет по экспорту, а вот для защиты отечественного производителя в ряде отраслей придется прикладывать куда больше усилий, чем в настоящее время. Более того переходные периоды процесса вступления в ВТО для России установлены так, что оценить выигрыш или проигрыш от вступления в эту организацию удастся в лучшем случае лет через пять-семь. И тому есть объективные причины: во-первых, экспортная база России постоянно ухудшается. По данным Всемирного Банка в 2000 году нефть и газ составляли меньше половины всего экспорта России, тогда как в 2011 году их доля возросла до двух третей от всего экспорта страны, еще 15% экспорта приходится на другие виды ископаемого сырья и лишь 10% экспорта приходится в России на продукцию высоких технологий, главным образом, в сфере оборонной промышленности. Поэтому, несмотря на многолетние разговоры о необходимости диверсификации и модернизации экономики страны, в основе российской экономики, по-прежнему, лежат добывающие отрасли промышленности. Поскольку доходы от экспорта нефти покрывают более половины федерального бюджета, страна полностью зависит от непредсказуемых скачков мировых цен на энергоносители. Сейчас для нее вступить в ВТО означает признать свою второстепенную роль в международном разделении труда, т.е. роль крупнейшего поставщика сырьевых товаров. Во-вторых, в феврале 2012 года на ХIХ съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) премьер-министр России В.В.Путин заявил, что Россия нуждается в том, чтобы стать членом ВТО, для устранения потерь доходов от экспорта, достигающих ежегодно 2,5 млрд. долларов. По его мнению, основными проигравшими от этой дискриминации являются российские собственники сталелитейной промышленности и промышленности цветных металлов, которые, кстати, в основном и лоббируют присоединение России к ВТО. Он также заверил, что в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию правительство вместе с бизнесом будет активно вырабатывать различные меры господдержки. Однако, хотя российский бизнес приучился выдерживать международную конкуренцию, большинство российских производственных, сельскохозяйственных и сервисных компаний, тем не менее, остаются неконкурентоспособными даже на внутреннем рынке страны. Поэтому без сильной государственной поддержки, что, кстати, запрещено правилами ВТО, они проиграют даже после истечения переходного периода. В-третьих, многие российские предприниматели станут легкой добычей для госчиновников и сотрудников правоохранительных органов, которые потребуют своей доли доходов или «отката» от прибыли в обмен на свою протекцию. Эта практика не позволит даже крупным компаниям выйти со своими товарами не только на мировой рынок, но и на национальный. Как результат, многие высококачественные потребительные товары местных производителей не смогут продаваться по всей стране. Следует подчеркнуть, что через двадцать лет после начала осуществления рыночных реформ в стране существует лишь небольшая часть заслуживших признание на международном уровне брендов продукции, «изготовлено в России». Неудивительно, что при таком неблагоприятном деловом климате внутренний капитал уходит из страны. По оценкам Центрального Банка России, в 2012 году переток капитала за рубеж достигнет 60 миллиардов долларов. Это будет дополнением к приблизительно одному триллиону долларов, ушедших из страны с середины 90-х годов ХХ века. По какой же причине Россия уже в течение длительного времени пытается вступить в эту организацию? Причина внешне, весомая. Пресловутая зона свободной торговли как магнит притягивает крупный бизнес и государственную власть нашей страны к ВТО. Журнал «Observer»
www.observer.nasled.ru/ 26.06.2012 года