Профессор Александр Гусев в интервью телеканалу «Альджазира» http://www.aljazeera.com/ 03.01.2016 года, эфир в 15:30 мск.: в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил новую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации.
Предыдущий указ президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" признан утратившим силу.
Новая Стратегия, безусловно, является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.
Следует отметить, что правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.
Причины принятия новой Стратегии, конечно, лежат в основном в международной сфере. Например, в новых угрозах, стоящих перед нашей страной. Документ, в частности, называет неприемлемой для России угрозой наращивание военной активности НАТО и приближение альянса к российским границам.
В стратегии также сказано о неприемлемости для Москвы развертывания системы ПРО Альянса и попыток наделения его глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права.
В связи с этим, утвержденная Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Принятая Стратегия основана на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.
В новой Стратегии под национальной безопасностью понимается оборона страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего, государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность.
В Стратегии отмечается также, что Россия продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защиты прав соотечественников за рубежом. Возросла роль РФ в решении важнейших международных проблем, урегулировании военных конфликтов, обеспечении стратегической стабильности и верховенства международного права в межгосударственных отношениях. Экономика РФ проявила способность к сохранению и укреплению своего потенциала в условиях нестабильности мировой экономики и применения ограничительных экономических мер.
В новой Стратегии уточнен и расширен перечень долгосрочных национальных интересов России, которые состоят в следующем:
укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности России;
укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны;
сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
повышение конкурентоспособности национальной экономики;
закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира.
В число основных показателей, необходимых для оценки состояния национальной безопасности, включены:
удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;
доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах России;
ожидаемая продолжительность жизни;
валовой внутренний продукт на душу населения;
уровень инфляции;
доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру, а также на развитие науки, технологий и образования;
доля территории РФ, не соответствующая экологическим нормативам.
В Стратегии подчеркивается особое значение лидерства в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики.
Отмечается, что в борьбе за влияние на международной арене будет задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Все активнее используется потенциал специальных служб. В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением. В Евро-Атлантическом, Евразийском и Азиатско-Тихоокеанском регионах не соблюдаются принципы равной и неделимой безопасности. В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений.
Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты России, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности РФ и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Стратегия призвана консолидировать усилия органов государственной власти и местного самоуправления, а также институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов России.
А как восприняли новую Стратегию на Западе?
Конечно, нас, в первую очередь, интересует, как ее восприняли в Соединенных Штатах?
В Пентагоне отметили, что характеристика, данная Соединенным Штатам в подписанном президентом РФ документе, отражает ухудшение отношений между двумя странами. Как заявил пресс-секретарь Министерства обороны США Джефф Дэвис, позиции Вашингтона и Москвы по поводу украинского и сирийского конфликта разнятся, но США не ищут конфликта с Россией.
Однако председатель Объединенного комитета начальников штабов США, генерал Джозеф Данфорд заявил, что сами США продолжают считать Россию угрозой.
И в заключение, должен отметить, что новая 40-страничная «Стратегия» не содержит ограничений по сроку действия, и в ней гораздо жестче, чем в предыдущем документе, просматривается озабоченность новыми вызовами и угрозами национальной безопасности страны.
Кроме того, в ней очевиден приоритет государственных интересов, среди национальных интересов России указаны «укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации», «укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества».
Таким образом, на мой взгляд, Стратегия национальной безопасности России определяет новый независимый и самостоятельный внешнеполитический курс страны…
Профессор Александр Гусев в интервью телеканалу «Альджазира» http://www.aljazeera.com/ 03.01.2016 года, эфир в 15:30 мск.
|