Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Ближний Восток» www.blizhnyvostok.ucoz.ru/ 18.03.2016 года: анализируя историю российско-иранских отношений, сегодня можно утверждать о том, что причина их кризисов основывалась на разнице в уровне развития стран и отличием национальных особенностей.
Россия воспринимала Иран преимущественно как региональное теократическое государство, и в связи с этим, как правило, решала с ним лишь региональные проблемы в двустороннем формате.
Напротив, Иран рассматривал Россию в основном как мировую державу, способную, прежде всего, противостоять Соединенным Штатам и решать глобальные проблемы.
В силу этого, российско-иранские отношения в основном выстраивались с целью поддержания региональной безопасности и это отражалось на экономических и политических аспектах их сотрудничества. Поэтому Россия и Иран пока так и не смогли создать какие-либо прочные основания для двусторонних отношений в обеспечении системы региональной безопасности.
Суть ирано-российских отношений заключается в том, что политическая составляющая в них преобладала и продолжает доминировать над экономической и технологической. Такая ситуация привела к тому, что в последние годы мы являемся свидетелями укрепления сотрудничества между двумя странами, главным образом, в политической сфере, т.е. на фоне активизации политических процессов на Ближнем Востоке.
Что касается экономической сферы и, главным образом, торгово-экономической, то, несмотря на имеющиеся преимущества, такие как географическая близость, общие региональные интересы и культурное сотрудничество, оба государства пока в недостаточной степени используют их.
Правда, в последнее время на фоне введения разного рода санкций со стороны стран Запада по отношению к России, Москва и Тегеран предприняли целый ряд мер для замещения продукции европейских стран иранскими аналогами. В частности, Россия уже пересмотрела тарифы на поставки из Ирана сельскохозяйственной продукции, значительно снизив их, а также снизила таможенные пошлины. В связи с этим РФ увеличила импорт из Республики Иран рыбы, курятины и молочной продукции,
Однако, несмотря на определенные подвижки в торгово-экономических отношениях между нашими странами, динамика экономического сотрудничества между Россией и Ираном пока свидетельствует о снижении товарооборота с 3,5 млрд до 2,5 млрд долларов. Причиной этого, безусловно, являются жесткие западные санкции как в отношении России, так и в отношении Ирана, а также существенное падение цены на нефть.
Конечно, активизации торгово-экономических отношений между нашими странами мешает то, что пока в Иране еще не сложилась современная торгово-экономическая инфраструктура, по сути, отсутствует транспортно-логистическая структура, система страхования грузов и перевозок, а также современное промышленное производство, соответствующее мировому и европейскому качеству. Имеющийся инфраструктурный потенциал Ирана ограничен внутренним потреблением и рассчитан, главным образом, на удовлетворение собственных потребностей страны.
Есть ли перспектива активизации двухсторонних отношений между нашими странами?
Безусловно, есть и довольно существенные предпосылки. Во-первых, мы сейчас активизировали наши отношения в военной области, прошли поставки комплексов С-300, которые должны были быть поставлены Республике Иран еще в 2010 году, но из-за санкций ООН, были заморожены.
Не так давно была принята «Дорожная карта» развития российско-иранских отношений, в рамках которой должно быть подписано контрактов на сумму 40 млрд долларов. Реализация «Дорожной карты» должна содействовать развитию отношений между двумя странами и создать условия для их превращения в стратегическое партнерство.
«Дорожная карта» в состоянии изменить характер и структуру наших отношений и создать предпосылки для стратегического развития двусторонних отношений.
Предложенная Российской Федерацией торгово-инвестиционная программа сотрудничества с Ираном на общую сумму в 40 млрд долларов, создание российской стороной кредитной линии в 5 млрд долларов и кредитной линии «Внешэкономбанка» в 2 млрд долларов для нужд Центрального банка Ирана, яркое тому подтверждение.
Предложения Ирана по активизации торгово-экономических отношений с нашей страной также добавляют оптимизма в ее динамику. Исламская Республика Иран готова значительно увеличить экспорт в нашу страну основных видов сельскохозяйственной продукции: овощей, бахчевой и садовой продукции, сухофруктов, а также молочной продукции, мяса и рыбы на общую сумму в 10 млрд долларов. Иран готов к расширению сотрудничества в газовой и нефтяной сферах, рассматривает Россию в качестве потенциального застройщика социальной и транспортной инфраструктуры страны, рассчитывает на Россию в военной и оборонной области, а также заинтересован в строительстве 2,3 и 4 энергоблоков Бушерской АЭС.
Таким образом, анализ возможностей и потребностей России и Ирана позволяет сделать вывод о том, что обе страны, опираясь на исторический опыт добрососедских отношений и на собственный экономический потенциал, в состоянии активизировать наши взаимоотношения, используя свои преимущества и обеспечивая запросы.
Развитие экономических отношений Российской Федерации и Исламской Республики Иран может служить серьезным основанием для создания Зоны свободной общей торговли, а также может открыть перед Исламской Республикой рынок Евразийского экономического союза, создав предпосылки для более прочных деловых связей со всеми странами ЕАЭС…
Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Ближний Восток» www.blizhnyvostok.ucoz.ru/ 18.03.2016 года.
|