В журнале «Национальная безопасность» вышла монография профессора Александра Гусева на тему «Стратегическое планирование формирования блоковой системы БРИКС».
В монографии рассматривается история создания и современное состояние функционирования системы БРИКС.
Последнее десятилетие было отмечено стремительным ростом развивающихся экономик, которые, в свою очередь, стимулируют дальнейшее развитие мировой экономики и глобального сообщества.
Среди многообразия развивающихся экономик особое место занимают страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), отличающиеся беспрецедентным экономическим развитием, позволяющим данному форуму занять лидирующие позиции в мире. В этой связи все более очевидным становится факт растущего влияния стран БРИКС на дальнейшее развитие и управление глобальными процессами.
Субъектом исследования являлись пять стран-членов БРИКС, объектом – система взаимоотношений между ними, а предметом исследования – институциональные особенности и перспективы их развития.
Для достижения поставленной цели в исследовании были решены следующие задачи:
рассмотрены вопросы создания БРИКС и ее характерные черты;
определена роль и место Альянса в мировой экономике и политике;
выявлены основные геополитические приоритеты развития стран БРИКС;
проанализированы ключевые показатели экономического развития группы стран БРИКС;
выявлены основные проблемы развития и внутреннего взаимодействия стран БРИКС;
определены дальнейшие перспективы развития стран БРИКС.
БРИКС (BRICS) – это международная группировка, в состав которой входят пять наиболее быстро развивающихся стран – Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Использование аббревиатуры БРИК было впервые предложено в 2001 году аналитиком банка «Голдмэн энд Сакс» Джимом О’Нейлом.
В феврале 2011 года, в связи с присоединением к группировке Южно-Африканской Республики, вместо БРИК стало использоваться сокращение БРИКС. Страны, входящие в БРИКС, характеризуют наиболее высокие темпы роста экономики среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой, а также возрастающее влияние на мировой арене.
Образование группировки БРИКС отражает тенденцию к формированию многополярной системы международных отношений и росту взаимной экономической зависимости стран. На настоящий момент страны БРИКС являются одной из главных движущих сил в развитии глобальной экономики.
Что же послужило предпосылкой для объединения стран, столь различных как по географическому положению, так и по уровню политического и экономического развития?
В первую очередь, высокий потенциал для дальнейшего роста, а также желание объединить располагаемые ресурсы с целью приобретения большего веса на международной арене.
Первоначально, экономическая кооперация между странами не предполагалась, БРИК образовалась с целью политического взаимодействия. Однако, с развитием Альянса стало понятно, что взаимодействие между странами не ограничится только политической сферой. На настоящий момент БРИКС активно развивают международное сотрудничество в различных областях: экономики, финансах, торговли, социально-гуманитарной и экологической сферах.
Сближению стран БРИКС так же поспособствовало наличие общих целей и долгосрочных интересов. В первую очередь, страны Альянса сделали ставку на то, чтобы усилить свои позиции и стать полноправными игроками на мировой арене. По окончанию «холодной» войны между Россией и США, правительства Бразилии, России, Индии и Китая начали проводить экономические и политические реформы, чтобы позволить странам выйти на новый уровень развития. Для того чтобы стать более конкурентоспособными, эти страны одновременно сделали упор на образование, привлечение иностранных инвестиций, стимулирование внутреннего потребления и предпринимательской активности.
В настоящее время страны БРИКС являются самыми быстрорастущими экономиками мира. Амбиции БРИКС имеют серьезные основания: На пять стран БРИКС приходится 26% территории земли, 43% населения, около 15% 15% мировой торговли, 40% производства пшеницы, 50% производства свинины, 30% производства мяса птицы и говядины, 32% пахотных земель. Россия, КНР и Индия - державы, обладающие 5190 ядерными боезарядами. Их экономики за последние 10 лет выросли в 4,2 раза.
Более того, необходимо отметить, что номинальный ВВП БРИКС составляет около 18,5% (с учетом ППС – 26,7%) общемирового показателя.
Помимо усиления своих позиций на экономикой сфере, страны БРИКС выразили желание укрепить свои позиции и в международных организациях, таких как МВФ, ООН и ОЭСР.
В рамках сотрудничества с МВФ, страны БРИКС недовольны распределением голосов и требуют пересмотра количества квот. Напомню, что в настоящий момент набольшей долей голосов в МВФ – 17% обладают Соединенные Штаты. Страны Евросоюза обладают примерно третью голосов. Странам БРИКС, общая доля которых после пересмотра квот и присоединения ЮАР возросла до 14,8%.
Важной для БРИКС является вопрос дальнейшего расширения Альянса. В число стран, упоминаемых в качестве потенциальных кандидатов на присоединение к группировке, входят Аргентина, Иран, Индонезия, Мексика.
Современный мир действительно многополярен, сложен и динамичен - это объективная реальность. И попытки построить модель международных отношений, в которой все решения принимались бы в рамках единственного полюса, неэффективны, то и дело дают сбой и в конечном счете обречены на неудачу. Не случайно, что предложенный Россией формат взаимодействия между такими влиятельными государствами, какими являются члены БРИКС, оказался востребованным. И наша совместная работа на деле способствует повышению предсказуемости и устойчивости международных отношений.
Как конкретно этого добиться?
Прежде всего, всемерно развивать сотрудничество в ООН, настойчиво противодействовать попыткам отдельных государств навязать международному сообществу курс на смещение неугодных режимов и продвижение односторонних вариантов разрешения кризисных ситуаций. Предлагаем создать механизм регулярных консультаций высокого уровня между нашими внешнеполитическими ведомствами по различным региональным конфликтам с выходом, где возможно, на общие позиции и совместные усилия по содействию их политико-дипломатическому урегулированию.
Следует более активно координировать политику БРИКС и в противодействии угрозам и вызовам безопасности, включая борьбу с терроризмом. В том числе используя механизмы консультаций по контртеррористической тематике. Важное место в повестке дня саммита займут вопросы развития антинаркотического сотрудничества. Готовы наращивать совместные усилия в интересах укрепления международно-правового режима контроля над наркотиками.
Предлагаем создать механизм регулярных консультаций высокого уровня между нашими внешнеполитическими ведомствами по различным региональным конфликтам
Важным вопросом считаем содействие выработке правил ответственного поведения в глобальном информационном пространстве. Они должны закреплять принципы уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела государств, соблюдения прав и свобод человека, а также равные права всех стран на участие в управлении сетью интернет. Полагаю, что общими усилиями мы добьемся лидирующих позиций БРИКС в вопросах укрепления международной информационной безопасности.
В наших планах и формирование совместной информационной политики на международной арене в поддержку деятельности БРИКС, а также в целях более объективного освещения картины мира.
В наших общих интересах максимально использовать фактор взаимодополняемости национальных экономик. Возможности для сотрудничества здесь действительно огромны. Речь идет о рынке почти с 3 млрд потребителей. Страны БРИКС располагают уникальными природно-сырьевыми ресурсами, весомым технологическим, финансовым, индустриальным потенциалом.
Сейчас по инициативе России разрабатывается стратегия экономического сотрудничества «пятерки», которая будет направлена на создание предпосылок для ускорения экономического развития и укрепления международной конкурентоспособности наших государств, расширения и диверсификации торговых связей, обеспечение взаимодействия в целях инновационного роста. Для инвестиционного насыщения этого документа прорабатывается перечень перспективных проектов сотрудничества.
Банк развития и пул валютных резервов - практические шаги наших стран, направленные на укрепление международной финансовой архитектуры для придания ей более сбалансированного и справедливого характера.
В современном мире фактор общих границ не играет определяющей роли. Напротив, глобальные процессы подталкивают нас к объединению усилий, так как вызовы и проблемы становятся общими.
В случае с БРИКС мы видим целый комплекс совпадающих стратегических интересов. Прежде всего, это взаимное стремление к реформированию международной валютно-финансовой системы. В ее нынешнем виде она несправедлива в отношении стран БРИКС и в целом новых экономик. Мы должны более активно участвовать в системе принятия решений МВФ и Всемирного банка. Сама международная валютная система чрезмерно зависит от положения доллара, точнее, от валютно-финансовой политики американского руководства. Страны БРИКС хотят изменить это положение. В нынешнем виде международная валютно-финансовая система несправедлива в отношении стран БРИКС и в целом новых экономик
Еще один долговременный общий интерес участников «пятерки» - укрепление верховенства международного права и центральной роли ООН в международной системе. Скажем прямо: без принципиальной позиции России и Китая в Совете Безопасности ООН по Сирии события в этой стране давно развивались бы по ливийскому и иракскому сценарию.
Безусловно, страны БРИКС настроены укреплять политическую и военную составляющую своего сотрудничества. Для этого будем расширять практику взаимных консультаций, совместных действий в международных организациях, прежде всего в ООН.
Таким образом, объединение стран БРИКС, значение которого в современном многополярном мире растет, могло бы способствовать важным изменениям в системе международных отношений.
Гусев Александр Анатольевич. Стратегическое планирование формирования блоковой системы БРИКС. // М., Национальная безопасность, 2016. – 178 с. (монография).
|